Тема нынешнего, сорок седьмого выпуска электронной студенческой
газеты «Консерватория»: «(«Дом, в котором рождается музыка». Так назвала одну из своих свою статей основной автор выпуска,
магистрант Елена Хонякина.
Ей, как и другим молодым журналистам удалось, на мой взгляд,
рассказать в своих материалах о незаметных взгляду со стороны, но очень
дорогих и ценных для каждого консерваторца сторонах жизни нашего вуза,
как направляемых учебным распорядком (Библиотека, РИО и др.),
так и обращенных вовне, в мир, окружающий наш творческий вуз
(концерты, публикации, медиа).
Наши будни и праздники, в том числе, недавно состоявшийся юбилей
вуза переданы и осмыслены студентами как участниками процесса. Поэтому
внешняя событийность на страницах газеты уступает место искреннему
переживанию, светлая память о корифеях педагогической деятельности
смыкается с яркими впечатлениями от сегодняшних творческих побед
действующих продолжателей великих традиций российских консерваторий
на педагогическом, исполнительском и научном поприще.
В этой преемственности, как показывают статьи нашего выпуска,
заложены основные плоды бесконечного, длиною в жизнь труда музыкантов.
Встречайте наш новый выпуск, дорогие читатели!
С уважением, главный редактор газеты «Консерватория»,
доктор искусствоведения, профессор
Марина Юзефовна Дубровская
Елена Хонякина
магистрант I курса ТКФ
Место встречи
Елена Хонякина
магистрант I курса ТКФ
Большой концертный зал Новосибирской государственной
консерватории имени М.И. Глинки
Татьяна Бочкарева,
магистрант I курса ТКФ
Книга есть жизнь нашего времени,
в ней все нуждаются –
и старые, и малые
Белинский В. Г. –
русский литературный критик XIX в., теоретик, публицист.
Елена Хонякина
магистрант I курса ТКФ
«Когда ничего не помогает, сдавайтесь и идите в библиотеку»
Стивен Кинг – американский писатель
Елена Хонякина
магистрант I курса ТКФ
Театр начинается с вешалки…
Елена Хонякина
магистрант I курса ТКФ
Библиотека И. И. Земцовского
в Новосибирской консерватории
Татьяна Бочкарева,
магистрант I курса ТКФ
Alma mater в воспоминаниях…
Елена Хонякина
магистрант I курса ТКФ
«Самые тёплые и добрые чувства…»
(интервью профессора Н.В. Леоновой)
Татьяна Бочкарева,
магистрант I курса ТКФ
– Наталья Владимировна, Вы учились в НГК в первые десятилетия
существования вуза и более 40-ка лет работаете в нем. Расскажите,
пожалуйста, о том, какие мысли, чувства, эмоции вызывает у Вас наш
ВУЗ, недавно отметивший свое 65-летие?
– Консерватория всегда вызывала у меня самые тёплые и добрые чувства.
Я училась в тот период времени, когда понятие Alma mater, как что-то родное
и важное для становления человека, было для нас очень естественным.
Я всегда неравнодушна к консерватории, эмоциональна – переживаю,
сочувствую, если не всё хорошо – пытаюсь помочь. Тревожные моменты
связаны скорее с состоянием нашего образования сейчас, с тем, в какой
ситуации находятся студенты и педагоги. Это всё гораздо более сложно,
нежели в тот период времени, когда училась я. Консерватория просто
пытается жить и работать в новых условиях, справляться с различными
ситуациями и делать то дело, которое мы должны. Мне кажется, что в 70-80-е
годы было спокойнее, в том плане, что сейчас наблюдается большее
напряжение в учебной, научной, концертной деятельности – проходит
огромное количество мероприятий. Интенсивность возросла.
– Вам довелось работать на кафедре композиции и инструментовки,
когда ею заведовал легендарный Аскольд Федорович Муров. Поделитесь,
пожалуйста, своими воспоминаниями о нем.
– Я, пожалуй, должна сказать, что когда она была организована, то
называлась кафедрой композиции и фольклора. В тот период времени её
нельзя было составить в количественном отношении только из композиторов
и нас, двух фольклористов – Юрия Ильича Шейкина и меня. Позже, когда
образовалась кафедра этномузыкознания, кафедра композиции стала
самостоятельной.
А. Ф. Муров – это фигура очень мощная. Жаль, что никто не написал его
монографию. Хорошо, что доктор искусствоведения, доцент Новосибирской
консерватории Лада Леонидовна Пыльнева сделала сборник, но всё-таки
сборник это не монографическое исследование. Моя дипломная работа была
по его творчеству. Я могу вспомнить, что Аскольд Федорович ответственно
относился к своей функции заведующего кафедры композиции. Тот период
времени был очень благоприятный с учебной точки зрения. Композиторское
отделение было активное, жизнеспособное и довольно солидное – на каждом
курсе училось от четырех до шести композиторов. Проблемы найти
исполнителей студенту композитору для организации исполнения не было.
А.Ф. Муров очень хотел сплотить кафедру таким образом, чтобы педагоги
–композиторы и фольклористы – понимали, что они единый организм. На
заседании кафедры административным и бумажным вопросам не уделялось
чрезмерное количество времени. Аскольд Федорович так же не любил, когда
одного студента обсуждает вся кафедра – даже те педагоги, которые его не
знают, он всегда считал, что этим должны заниматься те люди, которые
имеют непосредственное отношение. Он просил каждого из нас, чтобы мы
рассказывали, чем сейчас занимаемся, какие у нас творческие идеи
и интересы. Благодаря этому мы все друг друга узнавали, и я больше никогда
нигде не сталкивалась с тем, чтобы на кафедре существовал подобный
творческий отчёт, для меня это было очень интересно.
– Как вы считаете, в чём уникальность и самобытность НГК?
– Уникальность заключается, прежде всего, в том, что наша консерватория
единственный музыкальный ВУЗ за Уралом. Несмотря на то, что он
довольно маленький, за период своего бытия консерватория накопила много
самости – здесь удалось создать школы инструментального и вокального
исполнительства, хоровую культуру. Всё это закладывалось в благоприятный
период, когда музыкальная составляющая была не только на уровне
специального образования. В 70-80-е годы хоровых коллективов в городе
было очень много, и то, что консерваторский хоровой факультет мог
опираться на более широкое самодеятельное сообщество, привело к тому,
что студенты очень быстро становились хормейстерами, помощниками
руководителей хоровых коллективов. Каждый факультет формировался по-
своему, не совсем так, как это происходило в европейской части страны,
в старых консерваториях. Первые педагоги, которые приезжали к нам,
начиная со второй половины 50-х годов, были из разных мест, поэтому
привносили разные идеи. Когда мы учились, знали, что существуют
некоторые противостояния между разными «школами» (Московской,
Ленинградской), а у нас представители различных школ объединялись,
составляя общую опору для развития консерватории.
Если говорить о самобытности, я считаю, что Новосибирская
консерватория не побоялась объявить себя центром изучения региональной
культуры, что всегда казалось довольно провинциальным, периферийным
для музыковедения. В Московской и Санкт-Петербургской консерваториях
такие темы появляются достаточно редко. К 1970-м годам, спустя 20 лет
существования консерватории сформировалось направление – музыкальная
культура Сибири, и я считаю, что аналогов того, как она развивается у нас,
в стране просто нет. За прошедшее время в этом направлении сделано очень
много.
– Наталья Владимировна, Вы обучались у профессора Татьяны
Аркадьевны Роменской. Расскажите, пожалуйста, о ней.
– Татьяна Аркадьевна – человек с непростой судьбой. Если учесть, что ей
уже более 100 лет, то можно понять, какой огромный пласт событий был в ее
жизни – зарождение советского государства, война, трудные послевоенные
годы, когда она находилась в профессиональном становлении. С 1959 года
Татьяна Аркадьевна работает в Новосибирской консерватории. Вместе
с Александром Мироновичем Айзенштадтом они внедряли интерес
к Сибирской теме в нашей консерватории. Хотя, поначалу Татьяна
Аркадьевна приехала сюда с темой про оперное творчество Чайковского
и собиралась этим заниматься. Одним из инициаторов того, чтобы она
занялась именно местной Сибирской темой, был один из ректоров – Леонид
Николаевич Шевчук. Т.А. Роменская оказалась совершенно потрясающим
специалистом в этом направлении, потому что смогла поднять огромное
количество фактов для того, чтобы написать докторскую диссертацию по
истории музыкальной культуры Сибири от похода Ермака до 1861 года.
Поскольку в то время не было опубликованных исторических материалов
именно по музыкальной культуре периода, нужно было для её поисков
объездить огромное количество архивов, и до 1970-х годов Татьяна
Аркадьевна это делала одна. В этом смысле она потрясающий специалист,
очень увлечённый наукой человек, поддерживающий тех, кто хотел ею
заниматься. Для Татьяны Аркадьевны. педагогика вне науки не
существовала, поэтому заниматься у неё по специальности значило, что ты
пишешь не просто дипломную работу, а научное исследование с очень
большим процентом новизны. С одной стороны, Татьяна Аркадьевна была
требовательна к выполнению принципов научной деятельности – начиная от
выбора темы, изучения литературы, постановки проблемы и выявления
аспектов. При этом, когда мы писали, мне кажется, что она нам очень
доверяла. Но по отношению к оформлению литературы Татьяна Аркадьевна
была очень «буквоедской», считала, что это важно, поэтому мы получали
очень мощный «пинок» – она заставляла прорабатывать нас все действующие
на тот момент библиографические госты, тщательно проверяла, считая, что
умение верно описывать литературу – это показатель культуры
исследователя.
– Ваша научная деятельность связана с Сибирью – переселенческий
фольклор. Кто явился инициатором этого?
– Сибирь я выбрала, когда училась в г. Улан-Удэ в Музыкальном училище
имени П. И. Чайковского. Основные предметы на теоретико-композиторском
отделении у нас вёл Олег Иосифович Куницын, который посвятил всю жизнь
изучению музыкальной культуры Бурятии. У него была установка (которую
он передавал и нам) на то, что знать музыкальную культуру того места, где
ты живёшь и работаешь – необходимое и закономерное явление. Мне было
внедрено, что изучать региональные традиции – это очень достойное занятие.
Татьяна Аркадьевна Роменская потом говорила, что заниматься зарубежной
музыкой, не зная иностранные языки, не привлекая зарубежную литературу –
неправильно, не солидно. Изучая региональную культуру мы можем работать
с первоисточниками, более того с течением времени я поняла, что
иностранцы тоже интересуются разными областями культуры Сибири. Так
сложилось, что с учётом моих нормальных данных с отсутствием хорошего
знания иностранных языков я могу заниматься отечественной культурой.
Распределяясь по специальности, я выбирала между советской музыкой
и музыкальной культурой Сибири. Может быть, на мой выбор повлияло то,
что Татьяна Аркадьевна дала мне курсовую работу по фольклору сибирских
казаков и я, ознакомившись с большим массивом литературы, поняла, что это
действительно очень интересно. Оказалось, что фольклор – это моя
специализация, потому что она предполагает экспедиционную работу. Я не
отношу себя к кабинетному исследователю, которому достаточно книг.
Я объездила весь наш регион, начиная от Тюменской области и заканчивая
Приморским Краем, от Урала до Тихого Океана.
– Вы – известный педагог. Ваше дело продолжают Ваши ученики.
Расскажите что-нибудь о них.
– Я благодарна судьбе за то, что у многих моих учеников активная позиция
и половина из них продолжает научную работу. Есть ученики, которые
пошли дальше своего учителя, например, Лескова Татьяна Владимировна.
В моём классе она закончила аспирантуру, а в дальнейшем защитила
докторскую диссертацию по своему родному Дальнему Востоку,
а начиналось всё с темы дипломной работы по изучению региональной
музыкальной культуры. Я очень рада, что у меня разные студенты: Вероника
Игоревна Бодрова – большой специалист по русскому фольклору Алтайского
края в г. Барнауле, Виктория Юрьевна Багринцева – фольклорист-практик,
которая начала работу по организации фольклорных экспедиций и развития
сети фольклорных ансамблей в Омской области. Какой-то период времени
она была руководителем центра русской традиционной культуры Омской
области, а позже центр вошёл в состав Омского дома народного творчества
и сейчас она его возглавляет. Я просто поздравляю Омскую область с тем,
что директор дома народного творчества понимает в фольклоре – это очень
редкое явление. В нашем Академгородке, в институте филологии есть сектор
фольклора, в котором работают три моих выпускника аспирантуры,
кандидаты наук. Каждый продолжает научную деятельность в своём
направлении, поэтому я очень радуюсь, что мне есть с кем поговорить,
обсудить научные проблемы, поехать в экспедицию.
– Наталья Владимировна, спасибо Вам за нашу беседу!
Дорогая Alma mater!
Елена Хонякина
магистрант I курса ТКФ
Елена Хонякина
магистрант I курса ТКФ
Анастасия Семыкина
студентка IV курса ТКФ
Татьяна Бочкарева,
магистрант I курса ТКФ
– Наталья Владимировна, с чего начиналась работа над программой
столь ответственного концерта, как юбилейный, и сколько времени
в целом занимала подготовка?
– Работа продолжалась почти год. Первые решения по тому как это должно
выглядеть, были приняты, когда мы начинали 2020/ 21 учебный год.
В 2020 году были сделаны первые наметки по содержанию программы.
В начале 2021 года уже были налажены конкретные договоренности
с участниками этой программы, а в феврале на уровне заключения договора
были определены взаимоотношения с Вадимом Репиным,
Евгением Волчковым, с ректором Санкт-Петербургской консерватории
Алексеем Васильевым, Константином Захаровым, Петром Казимиром. То
есть все приглашённые солисты, которые выступали на гала-вечере, уже
были подтверждены в феврале-марте 2021 года. Уже тогда был определён
репертуар, было ясно, что они будут исполнять с нашими коллективами –
оркестры получили в работу партитуры и начали их разучивать уже в
предшествующем юбилейному учебном году. Поэтому можно сказать, что в
сентябре-октябре, накануне юбилейного Гала-вечера, состоявшегося 23
ноября, уже всё было готово. С начала нынешнего (2021/ 22) учебного года
мы занимались уже украшением этой программы. Совместно с нашими
партнёрами, студией Belkin Video, занимались подготовкой роликов, которые
были продемонстрированы в рамках вечера. С этого времени в большей мере
шла постановочная работа, нежели подготовительного или репетиционного
типа. Репетиционный процесс тоже, конечно же, шёл, и тут стоит сказать
спасибо тем, кто его поддержал. Например, Евгений Волчков выступил не
только на Гала-вечере 23 ноября, но и в большой программе концерта
факультета народных инструментов, состоящего из двух отделений
и прошедшего 25 ноября в КЗ «Евразия», в качестве солиста и дирижёра.
Пока Евгения Анатольевича не было с оркестром, его партии репетировали
наши музыканты. В том, как был подготовлен оркестр и солисты, визит
Е. Волчкова в участиях репетиций, мастер-классов и концертных программ –
огромная заслуга Юлии Алексеевны Миловановой. Что касается подготовки
программы Академического хора, то здесь огромную работу провела
руководитель – Елена Валерьевна Рудзей. Наш преподаватель,
Павел Владимирович Дашкин, очень сильно помог хору в разучивании цикла
Аренского, который они исполняли с Алексеем Васильевым, потому что
виолончельная партия в этом цикле очень непростая. Алексей Николаевич
очень высоко оценил работу Павла Дашкина и сказал, что с такими темпами,
с которыми справлялся он, справится большой мастер. Юлия Рубина
подготовила замечательный оркестр, для выступления с Вадимом Репиным
и это было очень яркое выступление. В. Репин в качестве солиста играл
переложение арии Ленского П. И. Чайковского и Дивертисмент для двух
скрипок с камерным оркестром И. Фролова, который они исполнили
с Ю. Рубиной в качестве солистов. В подготовке этого вечера всё было
неспешно и основательно.
– Какую сверхзадачу команда консерватории ставила перед собой
в подготовке юбилейного концерта НГК? Что было поставлено во главу
угла?
– Задача была обусловлена некоторыми ограничениями, которые мы имели.
Мы вспомнили опыт пятилетней давности, когда к юбилею консерватории
в рамках Транссибирского Арт-фестиваля в филармоническом концертном
зале им. А. М. Каца консерватории так же был посвящён вечер, где
выступали наши коллективы, ансамбли и солисты в очень большой
программе из двух отделений. Задачей тогда было показать работу всех
кафедр, все лучшие достижения наших исполнительских школ. Всё равно не
обошлось без некоторых обид и разочарований в этой связи, потому что от
этого никуда не деться. Мы категорически не хотели превращать наш гала-
вечер из праздника в выставку достижений или отчётный концерт
консерватории. В этом намерении из разряда «не было бы счастья, да
несчастье помогло» нас поддержала ситуация с пандемией. Когда мы
благодаря содействию Министерства Культуры НСО и дирекции
Новосибирской филармонии получили зал им. А. М. Каца в наше
распоряжение для проведения праздника, ещё действовали ограничения по
50-процентной заполняемости зала, что нас, конечно, очень сильно
раздосадовало, потому что желающих побывать было максимум, и даже
полная посадка не вместила бы всех, кто хотел посетить этот вечер. Помимо
этого ещё действовало ограничение на продолжительность программы –
у нас была договоренность с филармонией, что программа будет в одном
небольшом отделении, ориентировочно на 70-80 минут, поэтому мы
понимали, что это не должно стать отчётным концертом из разряда «всё
лучшее – сразу» и нужно как-то локализоваться.
– Как Вам удалось собрать в одном концерте все наши консерваторские
коллективы, сделать это так, чтобы это было не скучно?
– С одной стороны хотелось показать наши наивысшее достижения, прежде
всего думая о том, что это должно быть праздником и для тех, кто выступает,
и для всего коллектива консерватории – для педагогов, для обучающихся,
для всех тех, кто помогает нам осуществлять эту деятельность, а также
праздником для зрителей, для всех гостей Гала-вечера, большинство из
которых не музыканты. Для них не столь важно было бы в подробностях и во
всей полноте воспринять наши лучшие исполнительские достижения,
сколько воспринять атмосферу праздничности, грандиозности и творческий
образ консерватории. Мы решили, что покажем все наши творческие
коллективы, как бы это ни было сложно с постановочной точки зрения.
Очень не просто выстроить такую программу, в которой бы наши
коллективы быстро оказывались и размещались на сцене, не образуя пауз,
заминок, разрушающих общее впечатление о цельности программы. К тому
же хотелось предоставить слово нашим партнёрам, выдающимся
выпускникам, чтобы с нашими коллективами выступили гости, которые
приехали поздравить консерваторию, чтобы мы таким образом их
поблагодарили за внимание, потому что оно было просто беспрецедентное.
В прошлом 2021 году юбилей праздновали многие творческие вузы страны,
наша консерватория была не единственной. Ещё был юбилей у Казанской,
Нижегородской консерваторий, у многих наших институтов искусств-
партнёров, с которыми мы сотрудничаем в области образования, культуры,
творчества, науки. Поэтому было удивительно и очень радостно, что к нам
приехал такой огромный ректорский корпус по меркам нашего направления –
не так уж много консерваторий в стране и вузов, которые готовят
специалистов в области музыкального искусства. Тем не менее, у нас был
ректор РАМ им. Гнесиных А. С. Рыжинский, проректор С. С. Голубенко;
ректоры Саратовской, Санкт-Петербургской, Петрозаводской консерваторий,
руководители Алтайского института культуры, Красноярского института
культуры им. Д. Хворостовского. Была делегация из Томска из трёх человек
с факультета искусств Томского Государственного Университета. Мы очень
надеялись, что Московскую консерваторию сможет представлять
Александр Чайковский и до последнего его ждали – его произведение
«Садовая симфония» под управлением Юрия Михайловича Ткаченко
исполнял Студенческий симфонический оркестр
имени И. И. Соллертинского. У нас было больше десятка ректоров,
проректоров, это действительно было очень приятно, потому что никогда
в консерватории не было такого представительного состава гостей. Им,
конечно, тоже было приятно внимание с нашей стороны, что они имели
возможность выступить. Поэтому концепция была такая: наши творческие
коллективы с приглашенными солистами, которые являются нашими
выпускниками, представителями вузов партнёров, ведущими исполнителями
своих направление в России.
– Откуда пришла идея вести концерт на двух языках? Есть ли особые
трудности в подготовке программы концерта на английском языке
с переводом на русский?
– Опять же исходя из текущей ситуации. Когда мы понимали, что нам
предстоит только на половину заполнить зал, а на мероприятии хочет
побывать огромное количество людей. Это было одно из первых решений,
которое принимали за год до проведения Гала-вечера. Как только мы его
задумали, сразу же, в 2020 году, начали поступать вопросы о том, будет ли
онлайн-трансляция. Мы уже знали, кто будет делать трансляцию, потому что
у компании Belkin Video очень большой и продуктивный опыт в проведении
онлайн-трансляций, съёмок и их обеспечения, многокамерной съёмки
в онлайн-режиме монтажа. Всё, что зрители видели в прямом эфире, что
осталось в записи, это было сделано сразу, впоследствии не осуществлялось
никаких нарезок – как видео шло онлайн, так и осталось в истории на нашем
You-Tube канале, т.е. мы просто сохранили видео прямого эфира. Учитывая
то, что у нас очень много зарубежных творческих, научных, образовательных
партнёров, мы от них получали вопросы и просьбы прислать ссылку, поэтому
ссылка на интернет-трансляцию была заранее опубликована. Когда мы
посмотрели, откуда, из каких точек мира смотрели наш прямой эфир и запись
нашего Гала-вечера, то были удивлены. Понятно, что среди зрителей были
наши партнеры из Китая, Кореи, Японии, те, с кем мы поддерживаем
продолжительные регулярные связи. Также у нас есть партнёры в Австрии,
Германии, во Франции – в тех странах, с которыми у Новосибирской
консерватории поддерживаются долгие сотруднические отношения. Но,
помимо этого, в прямом эфире нас смотрели из Канады и США, с Филиппин,
из Малайзии, Новой Зеландии, Австралии, Израиля, Бразилии, Аргентины,
Южно-Американских стран, чуть ли не из всех стран Европы. Были очень
экзотические случаи – Сирия, Египет. Нас смотрели по всему миру –
отовсюду, где есть наши выпускники и партнёры. Когда мы мониторили эту
ситуацию, поняли, что все населённые континенты земли были с нами в этот
вечер, поэтому мы имеем огромное количество просмотров, превышающее
просмотры всех юбилейных концертов и вечеров других вузов, с которыми
мы в 2021 году праздновали юбилей. Высокое качество трансляции отметили
все, а наши партнёры и гости, я не побоюсь этого слова, «обалдели», когда
увидели, как это всё тут же отображается на экране. По постановочному,
сценарному замыслу – это всё вышло так хорошо, потому что опять же нас
подтолкнула на эти мысли и решения сама ситуация.
– Какие трудности встречаются (ключевые моменты) или что требует
особого внимания при проведении концерта такого уровня и масштаба?
– Когда понимали, что у нас есть 70-80 минут на проведение всего
мероприятия мы давали себе отчёт в том, что нужно экономить каждую
секунду, вплоть до того, что экономили на выходе ведущих и объявлении
номеров. Мы это могли себе позволить только в тех случаях, когда была
необходима перестановка сцены, которую мы репетировали с секундомером
в прямом смысле слова. То есть репетировали внос-вынос инструментов там,
где репетируют наши оркестры. В СибУПК репетировал с секундомером
оркестр народных инструментов, в зале А. М. Каца – уже репетировали
Ю. М. Ткаченко с В. И. Прасоловым и А. А. Париманом, наш оркестр. Мы
ориентировались на то минимальное время, на которые они были согласны,
и которое было просто необходимо для того, чтобы подготовить сцену.
Заранее готовили ролики, которые тоже до секунды были рассчитаны
и потом по этим роликам закрепляли свои планы так, чтобы это было
смотрибельно и в зале. Потому что зрители, которые там находились, видели
эти процедуры, наблюдали за тем, что происходит на сцене, по крайнее мере,
боковым зрением, несмотря на то, что у нас шли ролики. Для них мы тоже
это время занимали. Но мы понимали, что те, кто смотрит нашу интернет
трансляцию, должны постоянно что-то воспринимать, должны видеть не
перестановку сцены. Всё было обусловлено объективностями, которые
в результате, я считаю, натолкнули на такие решения, которые украсили
программу. Я понимаю, что мы всё сделали правильно.
– Кем выбиралась программа концерта? Поступали ли Вам пожелания
от участников концерта, если да, то, как Вы обычно реагируете на них?
– Мы приглашали гостей и составляли программу по тем предложениям,
которые поступили от руководителей и кафедр. Мы дали скупые исходные
данные заведующим исполнительских кафедр – «Дорогие коллеги, у нас
очень мало времени, но нам нужно представить всех. Нужно, чтобы
выступили наши коллективы, а с чем и с кем, пожалуйста, примите решение
на кафедре». Грубо говоря, каждой исполнительской кафедре была выдана
своеобразная квота по времени. На каждый коллектив, на каждую мини-
программу (были те, кто выступал не с одним номером) давалось от 8 до 12
минут. Плюс мы понимали, что в программе должна состояться официальная
часть – выступление губернатора, министра культуры с поздравлениями
и вручениями премий и наград. Мы понимали, что увенчать программу
должно исполнение гимна Новосибирской консерватории и конечно к этому
нужно всё подвести, когда на сцене максимальное количество исполнителей,
полный состав оркестра и хор. Такие контуры были обрисованы перед
заведующими, а дальше они уже собирались у себя на кафедрах и принимали
коллегиальные решения – с каким репертуаром они будут выступать, отдавая
себе отчёт в том, что это праздник и это должно быть удобоваримо для
самого рядового слушателя, просто для восприятия, торжественно,
благозвучно. И в то же время должно быть достаточно сложно, чтобы не
просто представить какую-то популярную музыку в угоду публике, а чтобы
это были такие сочинения, которые обладали бы несомненной
художественной ценностью и адекватностью к общепроисходящему с точки
зрения настроения, стилистики. Но и ещё, чтобы это была музыка,
в исполнении которой и коллективы и солисты могли бы показать высокий
исполнительский уровень. Чтобы это было просто для восприятия, но очень
не просто для исполнения, чтобы они могли блеснуть. Понятно, что это
особая ответственность, нужно было хорошо подготовиться к выступлениям
– все отдавали себе в этом отчёт. Все предложения, которые поступили от
кафедр, были реализованы. Ю. В. Рубина договорилась о совместном
выступлении с В. Репиным ещё в 2020 году, когда проходил очередной этап
Транссибирского Арт-фестиваля. Ю. А. Милованова сама предложила
кандидатуру Е. Волчкова для выступления вместе с оркестром народных
инструментов. Я, например, вообще его не знала – для меня знакомство
с Е. Волчковым произошло благодаря этому предложению от Юлии
Алексеевны, и благодаря решению кафедры о том, что он выступит
в качестве дирижёра. Солистами выступили наши молодые преподаватели –
Николай Прокопьев и Артём Давтян. Ещё прозвучало второе произведение
в исполнении Ю. А. Миловановой, потому что нам было важно представить
её как руководителя оркестра, тем более, что в тот вечер она получала
награду министра культуры РФ. Было бы не справедливо дать сцену гостью,
но при этом не показать руководителя нашего коллектива, который вырастил
оркестр до высокого исполнительского уровня. Все отмечали
профессиональную состоятельность наших коллективов. Когда было решено,
что Студенческий симфонический оркестр имени И. И. Соллертинского
выступит и под управлением Ю. М. Ткаченко, и под управлением
В. И. Прасолова прозвучит «Славься наша Alma mater», Юрий Михайлович
предлагал как дирижёр, руководитель номера, фрагмент симфонии
А. Чайковского. Мы рассчитывали, что он приедет, но Ю. М. Ткаченко
получили карт-бланш от него на купюры симфонии, потому что она длится
около часа, а нам нужно было уложиться в 7-8 минут, больше времени для
оркестра предоставить в нашей программе мы не могли. Почему Юрий
Михайлович выбрал то произведение – потому что это действительно очень
интересная музыка. Солистами в этом произведении выступил народный
секстет, там же были домбры, балалайки, бас балалайки и баяны –
получилось так, что солисты кафедры народных инструментов получили
возможность выступить ещё и вместе с оркестром. Наталья Кравец,
домристка, участвовала в мировой премьере этого произведения – она была
первой исполнительницей партии солирующей домры, когда А. Чайковский
только выпустил симфонию. Можно сказать, что она символично выступила
– привезла это произведение из Москвы, с премьерного исполнения,
в Новосибирск.
Что касается Академического хора студентов, который выступал вместе
с А. Васильевым – история этого сотрудничества вообще очень интересная.
Хор был в Санкт-Петербурге на международной неделе консерваторий,
которую организует Санкт-Петербургская консерватория, и выступал
в филармонии им. Д. Д. Шостаковича с программой, они пели цикл «Песни
любви» Шумана, а в Исаакиевском соборе хор представлял духовную музыку
сибирских композиторов от А. Ф. Мурова до наших современников. Тогда
с нашим хором познакомился Алексей Николаевич, он выступал в качестве
солиста-виолончелиста со своим хором Санкт-Петербургской консерватории,
и просто поделился с Е. В. Рудзей, что у него есть задумка целой программы
в двух отделениях для хора и виолончели соло. Но пока высокая занятость
Алексея Николаевича не позволяет установить сроки, когда это будет
в следующем году, может быть через год. Тот цикл Аренского на стихи Фета,
который прозвучал в концерте, это тоже выбор Елены Валерьевны совместно
с Алексеем Николаевичем. Как-то так всё и складывалось – сами
исполнители предлагали репертуар. Надо сказать, что мы ничего не
заменили, с чем они пришли. Посмотрели и поняли, что они сделали
замечательный выбор, очень верно уловили нашу концепцию и адекватно на
неё откликнулись, поэтому никаких репертуарных правок нам делать не
пришлось – всё, что они предложили мы воплотили в жизнь.
Елена Хонякина
магистрант I курса ТКФ
Анастасия Семыкина
студентка IV курса ТКФ
Татьяна Бочкарева,
магистрант I курса ТКФ
Анастасия Семыкина
студентка IV курса ТКФ