Уважаемому Читателю предлагается юбилейный, 50-й, выпуск электронной студенческой газеты НГК имени М. И. Глинки «Консерватория». В нем, помимо привычных рубрик, появились две новые: «Большой зал» и «Алеко».
В статьях каждой из них студенты и магистранты Новосибирской консерватории искренне и воодушевленно выражают свои мнения и ощущения от знаковых событий «музыкальной столицы Сибири»: открытия Большого зала консерватории и премьеры НОВАТа.
Трудно переоценить значение этих первых впечатлений начинающих журналистов: в них читаются гордость и радостное сопереживание не только появлению новых реалий музыкальной жизни города и родного вуза, но и тем художественным впечатлениям, которые подарили эти акции.
Так, магистрант Аркадий Балакин, правдиво отражая чувства и мысли консерваторцев, пишет: «После масштабного ремонта, длившегося четыре крайне насыщенных и продуктивных для консерватории года, двери обновлённой концертной площадки наконец открылись для широкой публики, ценителей искусства, <…> которым небезразлично классическое музыкальное образование в России».
В газете приведены публицистические работы призеров мини-конкурса студенческих откликов на премьеру оперы С. В. Рахманинова «Алеко» на Камерной сцене НОВАТа. В своей статье в ходе многопланового анализа новой постановки победитель конкурса, студентка Маргарита Межакова, резюмирует: «Постановка НОВАТа привлекает особое внимание, поскольку сделана достойно, интересно, неординарно и, что самое главное, в этом спектакле все художественные средства направлены на раскрытие истинного смысла оперы, заложенного автором, и не являются самоцелью. Приятно, что не самая известная современному слушателю опера, но замечательная музыкально-драматургически, найдёт своего зрителя».
Надеемся, что и все работы молодых журналистов Новосибирской консерватории, публикуемые в этом выпуске, найдут своего Читателя!
С наилучшими пожеланиями,
главный редактор газеты «Консерватория»,
доктор искусствоведения, профессор
Марина Юзефовна Дубровская
Аркадий Балакин
магистрант I курса ОФд
На торжественном открытии Большого зала
Алина Ахмадеева
студентка III курса ТКФ
Открытие года
Валерия Мугатасимова
магистрант I курса ФФ
«Алеко» в НОВАТе: жизнь как река
Маргарита Межакова (Морозова)
студентка III курса ТКФ
Тимур Гуляев, художник-постановщик
Авторам постановки явно хотелось отойти от общеизвестной, растиражированной картинки. Через обращение к этнографически достоверному образу (то есть примерно того времени, когда Рахманинов создавал свою оперу), был найден вариант, который оказался очень современен. Костюмы солистов — старого и молодого цыгана — отличаются от остальных: они светлые, с серебристым оттенком. Это сделано, вероятно, чтобы выделить их из толпы. Отдельно стоит сказать о костюме Алеко: поскольку он чужак, должен выбиваться из общей картины. Поэтому его хотели нарядить, по видимому, то ли рок-звездой, то ли байкером. В итоге был найден баланс — Алеко частично одет как цыгане, входя в их общество, но его отличает черная кожаная куртка и отсутствие шляпы.Тимур Гуляев, художник-постановщик
Павел Анциферов как нельзя лучше воплотил мрачный образ Алеко -скитальца и изгнанника. Ему удалось сделать своего героя неоднозначным. Временами он поёт жёстко, порывисто, а иногда почти жалобно или лирично, но всегда в его голосе слышна сила чувства. Алеко жаль, но он ужасает. Замечательна была и Земфира (София Бачаева) — своевольная, дерзкая цыганка. Она вся — движение и страсть: свободно волнующиеся волосы, жёсткий и лукавый взгляд. Она двигается расковано, а поёт ярко, с задором. Гордая цыганка превыше всего ставит свою волю делать то, то хочет и предпочитает умереть, чем потерять эту возможность (вспоминаются цыганки из рассказов Горького). Молодой цыган полностью контрастен Алеко — от тембра до цвета костюма (Алеко весь в черном, кожаном, а цыган — в белом, серебристом, легком). Его соло звучат лирично и мягко. Владимиру Кучину удалось сделать своего героя ярким, но не заслонить Алеко — цыган безымянный, что говорит об отношении к нему автора оперы. На его месте мог быть любой, важна его роль в сюжете, а не сам герой.Тимур Гуляев, художник-постановщик
Она как бы владеет всем действием происходящим на сцене: в начале спектакля цыганка заводит патефон, шуршит пластинка, люди и события оживают в памяти (будто изображение из дыма сигары) и из темноты зрительного зала появляется табор (хор)…Тимур Гуляев, художник-постановщик
Декорации на сцене довольно минималистичны, но в то же время «живые». Они создают зримое смысловое пространство оперы. Как и костюмы, они выдержаны в серо-красно-белых тонах, оттенки простые, но богаты на тщательно подобранные полутона: серый с фиолетовым черный с тёмно-синим оттенком, бело-голубые облака. Сдержанное цветовое решение выбрано в том числе потому, что в спектакле постоянно используется видеопроекция и ведётся большая работа со светом — создаётся эффект то пожара в степи, то заката, то строгой прозрачности.Тимур Гуляев, художник-постановщик
Интересным символом становится луна — их на сцене три. На самом деле это зеркала, которые располагаются справа, слева и в центре сцены. Это — «зеркала судьбы» (вспоминается зеркало Галадриэли из «Властелина колец» Д. Толкина, в котором герои видели, что было, что будет и чему пока не дано случиться).Тимур Гуляев, художник-постановщик
Многоуровневость повествования достигается также с помощью героев-двойников. Сам сюжет даёт нам две похожие ситуации в прошлом и настоящем — истории с Мариулой, возлюбленной цыганского барона, и с Земфирой и Алеко. Также в настоящем есть условная пара (между ними нет романа) — старые цыган и цыганка («Хотя у нас они не старые они у нас… немолодые» — подмечает Тимур Гуляев). Две балетные пары влюблённых молодых цыган через танец передают эмоции, переполняющие их. Интересно, что в финале все эти пары уходят со сцены друг за другом: в сцене похорон, после изгнания Алеко, когда развёрнуто огромное красное полотно, как кровь или яростный закатный луч, табор, омрачённый горем, уходит навстречу закатному солнцу. В комплексе с колесом, которое вертится и пластинкой, которая проигрывается раз за разом, наличие двойников подчеркивает повторяемость жизненных ситуаций в судьбах людей. Но люди — живые, и каждый своим личным выбором определяет свой жизненный путь, свою судьбу.Незабываемое впечатление...
Марина Мухина
студентка IV курса ТКФ
Предпремьерный показ оперы
С.В. Рахманинова «Алеко»
Алина Ахмадеева
студентка III курса ТКФ
«Алеко»:
вольные, как птицы, цыгане...
Елизавета Казанина
студентка II курса ТКФ
«Вольные, как птицы, цыгане с каждым новым поколением неминуемо возвращаются на круги своя. Совершая свои кочевья на полях истории, они, тем не менее, живут в незыблемом мире традиции и предания»
(Фомичев С. А. Поэзия Пушкина)
«Страсти роковые»
на Малой сцене НОВАТа
Евдокия Арсентьева
студентка III курса ТКФ
Алина Ахмадеева
студентка III курса ТКФ
Герман Таразанов
магистрант I курса ФФ
Денис Широких
студент III курса ТКФ
Евдокия Арсентьева
студентка III курса ТКФ
Герман Таразанов
магистрант I курса ФФ
Аркадий Балакин
магистрант I курса ОФд
Валерия Мугатасимова
магистрант I курса ФФ
Валерия Мугатасимова
магистрант I курса ФФ
Анастасия Соболева
магистрант I курса
Аркадий Балакин
магистрант I курса ОФд