Национальная газета «Музыкальное обозрение» («МО») — одно из ведущих российских изданий, посвященное классической и современной академической музыке, всем её жанрам и направлениям профессии академического музыканта. Она выходит из печати уже более тридцати лет. Она основана в 1989 году как информационное издание Союза композиторов СССР. Её основателями считаются первый секретарь Союза композиторов СССР Т. Н. Хренников, ответственный секретарь СК СССР Б. С. Диментман и известный актер, деятель СК СССР П. В. Меркурьев.
К настоящему времени выпущено более 450 номеров газеты в формате А3, а также более 50 специальных выпусков. Последние представляют регионы, концертные организации, ведущие оперные театры, филармонии, симфонические оркестры, вузы страны. Яркие события музыкальной жизни России происходят во многих городах — от Москвы и Санкт-Петербурга до Петропавловска-Камчатского, от Ханты-Мансийского автономного округа до Кавказских Минеральных вод.
Музыкальному театру (опере и балету) отводится более 350 полос: среди них рецензии на важнейшие оперные и балетные премьеры, аналитические материалы о деятельности Большого театра, Мариинского театра, Михайловского театра, Театра им. Н. И. Сац, театров оперы и балета Москвы, Перми, Казани, Якутска, Уфы, Омска, Сыктывкара, оперным и балетным фестивалям.
Памятные даты занимают около 70 полос: 200-летие Р. Вагнера и Дж. Верди, Ф. Шопена, Р. Шумана, А. Даргомыжского и Ф. Листа, 150-летие Г. Малера, К. Дебюсси и Р. Штрауса, 100-летие Б. Бриттена, В. Лютославского, Т. Хренникова, Н. Богословского, К. Кондрашина, 80-летие Г. Гульда.
«Музыкальное обозрение» — создатель музыкально-информационного пространства. Газета не только информирует о событиях музыкальной жизни и не только фиксирует, отражает, анализирует эту жизнь. Она ее формирует и активно в ней участвует, создавая, инициируя, воплощая в жизнь культурные и музыкальные проекты. Естественно, в течение 30 лет музыкально-критическая мысль менялась, и не только в газете «МО». Номера газеты включают статьи информационного и критического направлений. Актуальность нашей работы состоит в том, что трудов, посвящённых анализу музыкально-критических статей в контексте эволюции периодического издания, в настоящее время немного. Поскольку история газеты исчисляется от даты основания до 2014 года, становится интересным обращение к статьям последних лет. Поэтому целью работы становится выявление специфики публицистического стиля статей пятилетия: 2015−2019 гг.
История газеты «Музыкальное обозрение»
1990-е годы. Первым проектом «МО» стал фестиваль в Душанбе 1991 года. Три года спустя впервые в истории музыкальной культуры России презентация книги прошла в формате концерта: Ирина Никольская — «Беседы с Витольдом Лютославским». 29 октября в Концертном зале им. Чайковского прозвучала российская премьера 4-й симфонии Лютославского в исполнении Симфонического оркестра Московской филармонии под управлением В. Понькина. Этот концерт стал дебютным для 19-летнего Д. Мацуева, который исполнил «Вариации на тему Паганини» для фортепиано с оркестром.
С 1995 года «МО» публикует рейтинг «Персоны и события года». Лауреатами газеты становятся руководители музыкальных организаций, общественные деятели, руководители регионов, внесшие значительный вклад в развитие музыкальной культуры. В 1998 и 2002 гг. на базе «МО» был организован пресс-центр Международного конкурса им. Чайковского: главный редактор газеты А. Устинов вел «Дневники Конкурса им. П. И. Чайковского» на телеканалах «ОРТ» и «Культура».
2000-е годы. В 2000 году создана Ассоциация музыкальных конкурсов России (АМКР), которая объединяет свыше 140 конкурсов более чем из 50 городов. Её информационным партнёром является газета «МО». За прошедшие годы проведено пять конференций АМКР (2002, 2003, 2008, 2011 — Москва; 2006 — Краснодар), выпущено четыре справочника «Музыкальные конкурсы России» (2002−2003, 2004−2005, 2009−2011, 2015).
2002 год запомнился очередной презентацией книги в формате концерта. Была представлена книга «Лев Наумов. Под знаком Нейгауза». В концерте, который проходил в Зале им. Чайковского, приняли участие 17 пианистов — учеников Наумова.
Начиная с 2003 года, газета «МО» ежегодно проводит мониторинг российского оркестрового движения под названием «Оркестровая карта России». Публикуется информация за один прошедший сезон: репертуар (в том числе его критика), концертные программы, солисты и дирижеры, полученные ими звания и награды, количество концертов, проведенных каждым дирижером, гастроли в России и за рубежом.
Ежегодно, начиная с 2004 года, проводится Всероссийский фестиваль газеты, номер которого соответствует «возрасту» «МО». К 15-летию газеты, к фестивалю «МО-2004» согласно детально разработанному проекту редакции во главе с А. Устиновым, десять российских композиторов создали Концерт для симфонического оркестра «10 взглядов на 10 заповедей». Два года спустя по аналогии с предыдущим событием семь молодых композиторов написали коллективное сочинение «Посвящение. 100-летию Д. Д. Шостаковича». Оно впервые прозвучало в уникальном концерте «Три коллективных сочинения» в Светлановском зале ММДМ 5 декабря 2006 года, наряду с «10 взглядов на 10 заповедей» и сочинением 11 композиторов, посвящённым 100-летию Московской консерватории (1966): «Вариации на тему 16-й симфонии Н. Мясковского».
В 2008—2012 годах Андрей Устинов и генеральный директор Российского государственного музыкального центра И. Герасимова являлись авторами еженедельной программы «С красной строки», которая транслировалась на радио «Орфей».
С 2008 года в Вологде и Череповце проводится фестиваль «Кружева» (художественный руководитель — Андрей Устинов), ставший событием не только всероссийского, но и международного масштаба. Для фестиваля «Кружева» в Вологде написано пять увертюр, имеющих общее название: «Вологодские кружева». В рамках фестиваля была проведена конференция «„МО“ — образ музыкального пространства России на рубеже веков» с участием ведущих музыковедов, докторов и кандидатов искусствоведения, профессоров ведущих музыкальных вузов России.
С 2009 года в Камерном зале Московской филармонии по инициативе Устинова проводится абонемент «Персона-композитор». Его участниками были около 20 современных российских композиторов разных поколений, в том числе Р. Щедрин, С. Слонимский, А. Чайковский, М. Броннер.
2010-е годы. В 2010 году в Москве прошло мероприятие «Блеск и нищета народных инструментов» с участием ведущих российских композиторов и исполнителей на народных инструментах. В 2011 году в рамках XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского и Пятой конференции ассоциации музыкальных конкурсов России — «Музыкальные конкурсы: бизнес в искусстве или искусство бизнеса?» с участием ведущих специалистов конкурсного дела.
В 2012 году по инициативе Устинова состоялся музыкально-информационный форум «„МО“. Красноярский край. Специальный выпуск», который представил самую широкую панораму музыкальной жизни одного из крупнейших регионов России. Специальный номер «МО» был выпущен незадолго до события — в ноябре 2011 года. Что касается «Оркестровой карты России», то по итогам сезона 2012−2013 гг. в ней приняло участие рекордное количество оркестров страны: 53 симфонических и 32 камерных.
К своему 25-летию в 2014 году газета начала выпуск «Библиотеки „МО“», в которую будут включены публикации газеты по самым разным темам и направлениям. Первый том посвящен аналитическим статьям и материалам, а также официальной статистике по X-XIV Конкурсам им. П. И. Чайковского (1994, 1998, 2002, 2007, 2011).
За 30 лет газета организовала и провела десятки музыкальных фестивалей, конкурсов, филармонических абонементов, концертов, презентаций. Такие проекты, как «Дни МО», юбилейные фестивали газеты («МО"-2004 и «МО-ХХ» в 2009), охватывали практически всю Россию — от Петрозаводска до Петропавловска-Камчатского. Совсем недавно «МО» отметила 30-летие, и мы неслучайно выбрали статьи для рассмотрения в следующем параграфе — в 2019 году отмечался вековой юбилей Мечислава Вайнберга — польского композитора.
Отдельного внимания заслуживают
выставочные проекты. Выставка художественных работ Устинова «Территория музыки. Inventions (I. II. III.)» экспонировалась в разных городах России: 1998 — Сургут; 2001 — Магнитогорск, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Самара, Саратов; 2002 — Уфа; 2004 — Москва, Санкт-Петербург, 2005 — Ханты-Мансийск, Краснодар, Иваново; 2006 — Краснодар; 2007 — Уфа, Волгоград, Саратов (в рамках ХХ Собиновского музыкального фестиваля). 2008 — видеопрезентации в Челябинске и Уфе. В 2009 году издан альбом выставки. В 2014 году вышел в свет фотоальбом Устинова «INSTRUMENTARIUM», в котором представлены уникальные авторские художественные фотографии инструментов симфонического оркестра и роялей.
Анализ музыкально-критических статей последних пяти лет
Практически в каждой рубрике — а их в газете не менее 20 — акцентируются актуальные, животрепещущие проблемы российской музыкальной и культурной жизни.
Публикации «МО» последних пяти лет имеют очень широкий тематический спектр: история и современность, хроника, факты, события музыкальной жизни в столицах и регионах: оперные театры, симфонические и камерные оркестры, филармонии и вузы, фестивали, конкурсы, книги и ноты, юбилеи, памятные даты, государственная политика в области культуры. С каждым годом материалы рубрики становятся все более обширными, весомыми, раскрывая личность и творчество музыканта с самых разных сторон. Героями публикаций «МО» являются выдающиеся артисты и молодые таланты, музыканты и музыкальные деятели России и зарубежья, прошлого и настоящего.
Без статей информационного характера не бывает полноценных газет и журналов. Газета «МО» совершила скачок в направлении публикаций: в последние пять лет появляется всё больше статей критического характера. Как правило, они посвящены композиторам, чьё творчество актуально на протяжении долгого времени, в частности, премьерам сочинений.
С нашей точки зрения, наиболее знаковыми оказались выпуски газет, в которых говорится о произведениях П. И. Чайковского и М. С. Вайнберга. Это две совершенно разные фигуры, творившие с разницей в сто лет.
Самый актуальный композитор (о П.И. Чайковском)
По хронологии нам следует начать с XIX века. Сегодня продолжает изучаться творчество значимой фигуры музыкальной истории — Петра Ильича Чайковского. Несмотря на наличие многочисленных монографий и статей, в настоящее время всё ещё обнаруживаются неизвестные страницы творчества великого композитора. Этому посвящена аналитическая публикация под названием
«Настоящий Чайковский. Неизвестные страницы творчества великого композитора» (от 21.10.2015).
Появление этой статьи не случайно: в 2015 году отмечался юбилей Чайковского (175 лет). Также интересно, что публикация преподносится в виде огромного интервью с Полиной Ефимовной Вайдман — хранителем архива композитора. Первое, о чём она пишет, это главная цель нового собрания сочинений: «Сделать достоянием общественности все авторские версии сочинений, опубликовать все известные документы, связанные с ними (в том числе авторские редакции, наброски, купюры)». Таким образом, благодаря «открытию» миру авторских редакций в глазах учёных-музыковедов, возможно, изменится устойчивое представление о наполнении творчества Чайковского.
Чтобы сделать композитора «настоящим», Вайдман обращает внимание на отдельные сочинения. Так, сравнивая три версии Первого фортепианного концерта, она приходит к выводу, что первые две из них отличаются началом: «У Чайковского нет в начале этих „стальных“ акцентированных аккордов фортепиано. Все они даются арпеджированно, более мягко, что создает иной характер музыки, зачин к дальнейшему повествованию». Балет «Лебединое озеро» исполнялся много раз, но ни разу при жизни Чайковского не был издан. Поэтому Вайдман стремится раскрыть тайну точного замысла и авторских номеров сочинения. Но наибольшего внимания заслуживают ранние произведения: ода «К радости» (на стихи Шиллера) и уничтоженная опера «Ундина». Хранитель архива считает, что дипломная работа Чайковского, оставленная в рукописях, заслуживает быть опубликованной. Оперу «Ундина» удалось восстановить, привлекая сохранившиеся рукописи и более поздние сочинения.
Возрождённый композитор (о М. Вайнберге)
Главный акцент настоящей работы сосредотачивается на композиторе XX века. В российской музыкальной истории в последние пять лет случилось феноменальное явление: вернувшееся имя композитора. Если о Чайковском издано уже много монографий и статей, то в случае с Вайнбергом этот процесс набирает вторую волну. На рубеже XX—XXI вв.еков музыка Вайнберга была фактически забыта, исполнялась крайне редко. В последние годы интерес к его творчеству возрождается во всем мире. Ставятся его оперы, исполняются симфонические и камерные партитуры, вокальные произведения.
8 декабря 2019 музыкальный мир отметил 100 лет со дня рождения Мечислава Вайнберга — одного из крупнейших композиторов ХХ века. «МО» много лет ведет деятельность по продвижению творчества Вайнберга в России, а в честь юбилея газета инициировала проведение в 2019 Года Вайнберга в России.
Творчество Вайнберга настолько актуально, что вековой юбилей композитора начал отмечаться ещё задолго до события. Немалую долю составляют критические статьи, посвящённые произведениям Вайнберга. Чтобы проследить эволюцию музыкальной критики, мы намерены придерживаться хронологического порядка анализа статей. Первая среди них,
«Репетиция в яме и за иллюминаторами» (от 02.09.2016) вышла ещё за три года до юбилея — в 2016 году. Тема публикации крайне привлекательна — первая репетиция российской премьеры оперы «Пассажирка», которая прошла в Екатеринбургском Государственном академическом театре оперы и балета. Более того, этой премьерой открывался новый театральный сезон.
Эта статья информационно-аналитического типа построена словно повесть из двух «глав», написанная автором публикации. В первой из них говорится о событиях в оркестровой яме — самой звучащей музыке: «Музыка, словно простреленная автоматными очередями, наполненная смертельной опасностью, страхом, тревогой и нежными „каплями“ надежды на жизнь». Одна из главных ценностей статьи — краткое интервью главного дирижёра театра Оливера фон Дохнаньи (Словакия), который также выступает в качестве музыкального критика: «Музыка контрастная, экспрессивная. Будет ли легко зрителю? Не думаю. Ведь это не лёгкая музыка, а нелёгкая музыка, серьёзная. Но, мне кажется, она способна задеть душевные струны человека». Вторая «глава» переносила автора статьи на сцену, за иллюминаторы: здесь он высказывает впечатления от эмоций оперных героев — словно уже во время выступления. В завершении статьи — интрига: о какой пассажирке идёт речь?
Ответ на этот вопрос даёт режиссер Тадэуш Штрасбергер, который солидарен с мнением самого Вайнберга: они считают центральными персонажами поляков Марту и Тадеуша. Эта точка зрения находится в следующей статье, вышедшей два года спустя —
«Современный оперный мир Мечислава Вайнберга» (от 10.08.2018). Главным критиком выступает Устинов: в ответ на выступление композитора и критика Петра Поспелова в отношении подмены современной оперы Вайнбергом он отвечает противоположным тезисом. «Он вовсе не подменил. … Современность „Пассажирки“ — в тематике. И тематика эта — вопрос человеческого бытия, вопрос жизни в условиях, в которых жить нельзя».
Интересно, что Устинов считает современным оперным миром Вайнберга всё его творчество: «Один из редких композиторов, у которого каждая нота в музыке, каждое произведение глубоко лично связано с личной биографией. Поэтому выбор „Пассажирки“ Посмыш в качестве основы для оперы вовсе не связан с тем, что происходило в Европе». Критик подтверждает свою точку зрения цитатой самого композитора, который говорит о конкретных произведениях: «Самое важное? „Пассажирка“. Все остальные — это тоже „Пассажирка“. Из последних симфоний — Двадцать первая, которая еще не игралась. Посвящена сожжению Варшавского гетто, где погибли мои близкие. Она — тоже „Пассажирка“».
Перед нами — критическая статья проблемного характера, имеющая подзаголовки-вопросы («„Пассажирка“ опоздала?», «„Пассажирка“ — вовремя?»). Черта проблемной публикации наметилась ещё в самом начале: «оперные партитуры композитора еще ждут фундаментального музыковедческого биографического и контекстуального анализа». Статья начинается с поиска ответов на обозначенные вопросы: для этого автору статьи пришлось привлечь документальные сведения (цитаты Вайнберга), а также побеседовать с режиссёром и оперными певцами, задействованными в спектакле. «Пассажирка» действительно опоздала в 60-е годы, но и приехала вовремя, в 2006 году — как раз в тот момент, когда вторая волна изучения творчества композитора находилась у истоков.
Через три месяца вышла другая статья проблемного характера —
«Ольга Рахальская, открытое письмо: „Музыковеды изучают биографию Вайнберга, игнорируя самого Вайнберга…“» (от 22.11.2018). Ольга Рахальская — супруга Мечислава Вайнберга, и на фоне всплеска интереса к его произведениям она весьма критически подходит к изучению биографии музыковедами. Она фокусирует внимание на этой «болевой точке». Вначале она ставит проблему изучения Вайнберга музыковедами, которые «не придают значения тому, что говорит он сам».
В качестве решения проблемы биографии Рахальская предлагает путь в виде ответа на пять вопросов: 1. Что его родители в разводе; 2. Как зовут его мать; 3. Как зовут его самого; 4. Когда у него день рождения; 5. С кем он бежал из Варшавы в начале Второй мировой войны (один, с сестрой или отцом); 6. Встречался ли он после своего бегства с кем-то из своей семьи. На каждый из вопросов она даёт аргументированный ответ, сравнивая и опровергая «новаторские» по её мнению точки зрения исследователей. Например: «Польский исследователь Данута Гвиздаланка называет датой рождения Вайнберга 12 января 1919 года, опираясь на прошение Самуила Вайнберга о приеме сына в Варшавскую консерваторию. … Но Вайнберг всю жизнь отмечал день рождения 8 декабря 1919 года! Не мог же он не знать, когда родился. Возможно, Самуилу как-то удалось сдвинуть дату с 8.12. на 12.01, чтобы сын по документам оказался почти на год старше, т.к. в консерваторию принимали с 13 лет». Или: «Итак, до 1982 года официально он стал только Моисеем, а в 1982 году вернул имя „Мечислав“, и, таким образом, оба имени имеют право на существование».
Итоговой статьёй, обобщающей пятилетие обращения к творчеству композитора, стала проблемно-аналитическая публикация
«Феномен Вайнберга» (от 28.12.2019). Она написана главным редактором «МО» Андреем Устиновым. В этом своеобразном итоге собрано всё: статистика проведённых концертов и спектаклей в разных культурных заведениях (Московская филармония, Большой театр), собрание сочинений — от академической музыки до музыки в кинофильмах, биографические факты, творческие контакты с композиторами-современниками. Расширяют представление о личности Вайнберга проекты и форумы «МО», например, «Мечислав Вайнберг (1919−1996). Возвращение». Но в центре внимания этого творческого портрета — подзаголовок «Музыка сердца и души»: здесь анализируется творчество в личностном контексте, согласно видению Вайнберга: «Специфика стиля, языка, мышления Вайнберга, синопсис его музыки — в необычайном многообразии, в сочетании, казалось бы, несочетаемого», «Мудрость в восприятии утрат, совесть и честность художника, юмор и тоска, теплота и суровость, легкость бытия и печаль, отчаяние и мужественность — все это есть в музыке Вайнберга».
Итак, несмотря на небольшое количество проанализированных статей, можно сделать вывод, что последние пять лет продукция издательства «МО» характеризуется жанровыми микстами в публикациях. Среди них проблемно-аналитическая статья («Современный оперный мир Мечислава Вайнберга»), творческий портрет с чертами аналитической статьи («Феномен Вайнберга»). Важно, что значимые публикации обязательно приурочены к какому-либо значительному событию мировой музыкальной культуры. Это, в частности, юбилейные даты М. Вайнберга (100 лет) и П. Чайковского (175 лет) — двух композиторов, по настоящее время привлекающих внимание музыковедов и исполнителей во всём мире, а также центральной в творчестве Вайнберга оперы «Пассажирка» (50 лет с момента написания).
Поскольку ещё не все рукописи Чайковского оказались расшифрованными, работа будущего — систематизировать их. Возможно даже появление пятого тома сочинений великого композитора. Что же касается Вайнберга, то его творчество музыкальной критикой изучается достаточно широко. Мы проанализировали посвящённые ему четыре статьи и убедились, что критическая мысль в этой области развивалась по методу индукции: от простой информативно-критической статьи об опере «Пассажирка» до проблемно-аналитической, раскрывающей феномен Вайнберга, от отдельного сочинения до личности композитора в целом.
Рассмотрение нескольких статей убеждает в том, что более четверти века газета «Музыкальное обозрение» действительно выполняет свою главную миссию: информирует и побуждает к размышлению. Она — радость и утешение для огромного массива музыкантов всей России: всех возрастов, во всех регионах. Газета стала для них пристанищем, участником их деятельности, проводником и проповедником важнейших идей.