"Владимир Владимирович, если позволите..."
Таисия Беляева
магистрант I курса
13 апреля 2019 года в рамках VI Транссибирского Арт-фестиваля и Академии Арт-журналистики в камерном зале филармонии состоялась творческая встреча с журналистом, телеведущим и общественным деятелем Владимиром Владимировичем Познером.
Уже за полчаса до начала встречи в холле начали толпиться люди, желающие пообщаться с Владимиром Владимировичем. Присутствующие активно переговаривались, что-то обсуждали, находились в приподнятом настроении. После каждого сигнала к началу гости передвигались ближе ко входу, с нетерпением ожидая, когда двери откроются и можно будет пройти на места.
И вот, долгожданное начало: под шквал громких аплодисментов на сцену выходит долгожданный герой раннего субботнего утра. Стройный пожилой мужчина в очках и темном молодежном костюме со стопкой листов в руках спокойно проходит к стулу в центре сцены, здоровается с публикой и присаживается. С этого момента весь зал с воодушевлением и улыбкой наблюдает за происходящим. Владимир Владимирович разговаривает негромко и неторопливо. Он отвечает на вопросы, подготовленные участниками Академии Арт-журналистики. Участники интересуются у маститого журналиста многими, самыми разными темами.
Молодцевато сидя на стуле, закинув ногу на ногу, 85 летний журналист отвечает на самые интересные из списков вопросов, по ходу монолога обращая внимание на грамматику, делая интересные отступления от тем. В основном, вопросы касались искусства, политики, противостояния человека милитаристским настроениям в обществе. Были и вопросы, касающиеся безразличия людей, их нежелания что-либо менять в жизни.
Одним из интересных, был вопрос, касающийся отношения Владимира Владимировича к современному искусству: «Современное искусство это то, что меня трогает, — рассуждает пожилой человек, придерживая голову рукой, опирающейся на подлокотник стула. — Брейгель трогает, вызывает кучу эмоций, а значит это современное. Те же чувства вызывает Джотто. Но я не искусствовед, я потребитель. По моему мнению, искусство элитарно и требует определенного уровня образования». Свои рассуждения Познер подкрепляет примером обывательского взгляда на картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза», говоря о том, что мало знакомый с искусством человек увидит в ней лишь девушку без бровей.
В полной темноте, освещенный прожектором человек читает вопрос об отношении к привлечению непрофессиональных актеров. Что, по мнению задающего вопрос, способствует привлечению большего количество зрителей в театры. Ответ журналиста звучит как рассуждение: «Актер — это профессия, этому учатся. Конечно, режиссер может взять непрофессионала для своих целей, это понятное дело. Но все-таки, если вы полетите на самолете, вам спокойнее будет с пилотом любителем? Ну, он любит иногда этим заниматься. Для меня ответ очевиден».
С немного задумчивым видом, глядя в даль, Владимир Владимирович отвечает на политические вопросы. Предлагая людям что-нибудь делать, не сидеть на месте, возражать, не соглашаться, высказывать свое мнение. Но ни в коем случае не бездействовать. Ведь бездействие, по его словам, это рабский взгляд на жизнь. Как всегда, Любое свое выражение он подкрепляет интересной историей. В данном случае о немецком пасторе, который молчал до тех пор, пока беда не коснулась и его, но говорить уже было некому.
По ходу монолога Познер делает замечание Новосибирску, сравнив его с Ижевском: «Новосибирск — очень грязный город. Почему у Вас такой грязный город? Пыль всюду, машины в таком виде, что невозможно разглядеть в зеркало заднего вида ничего, что происходит сзади. Нужно обращаться к мэру, задавать вопросы народным избранникам… Не плачь, я ничего плохого больше говорить о Новосибирске не буду», — говорит Владимир Владимирович, обращаясь к неожиданно заплакавшему ребенку, вызвав аплодисменты и улыбки у присутствующих.
Прозвучал вопрос и о недавно принятом законе «о фейковых новостях», который журналист с опытом назвал репрессивным. В подтверждение своей позиции, Владимир Владимирович привел множество примеров из современной истории, поразмышлял о важности профессии журналиста. Так же рассказал о советской прессе в СССР, о том как по радио слушали зарубежных журналистов, рассказывающих о Советском Союзе.
На вопрос о необходимости в школах уроков классической музыки и основ искусствоведения, Познер уверенно ответил: «Вот основ искусствоведения в школе не надо. А вот что уроки классической музыки нужны в школе, и живопись нужна в школе, и литература нужна в школе — нет никаких сомнений, на мой взгляд».
Иногда Владимир Владимирович задает вопросы к вопросам, выступая в роли Сократа, ищущего верный ответ в споре. Не смотря на прошедший час беседы, не смотря на возраст, Познер приковывает внимание молодых людей, находящихся в зале. Он находится на одной волне с ними, разговаривает, используя молодежный сленг.
Маститый журналист поделился своим огромным опытом интервьюера. Рассказал, что любые неудобные вопросы собеседнику лучше всего задавать с улыбкой, располагая его тем самым к беседе. Описывая очередную историю из жизни, Познер с улыбкой вспоминает одну из многочисленных встреч, на которой молодой человек сказал: «Владимир Владимирович, мы знаем, что Вы атеист, но давайте представим, что нет. И, что Вы верите в существование Рая и Ада. Так вот, назовите трех человек в аду, у которых Вы хотели бы взять интервью», — публика в голос смеется и аплодирует, — «Ну, вы знаете, я растерялся. Я думал: какой шикарный вопрос», — эмоционально говорит Владимир Владимирович.
В своем монологе общественный деятель так же рассуждал и об исторических темах, задавая присутствующим вопрос, почему до сих пор улицы русских городов носят имена тиранов и русофобов, некоторые из которых причастны к революции в России.
Рассказал о своей молодости, учебе на биофаке, увлечении переводом английской поэзии XVII века, работе секретарем у Самуила Яковлевича Маршака и выборе профессии журналиста. Поделился историей знакомства с русским языком: «Когда я учил русский язык, я был в Германии. Я ходил в школу при полевой почте, для офицеров и сержантов, которые из-за войны не успели окончить школу. Чудные люди были, кстати, — уточняет Владимир Владимирович. — Я плохо говорил по-русски, был белой вороной. Американский мальчик, непонятно откуда взявшийся в школе для советских военных. Там был лейтенант. Он согласился давать мне уроки русского два раза в неделю…».
Было еще много рассуждений о возрасте, семье, родителях, друзьях, интеллигенции и сталинских репрессиях. Все это время присутствующие с интересом слушают, эмоционально реагируют, улыбаясь и переглядываясь. В зале чувствуется дружелюбная обстановка.
Спустя полтора часа встречи, ответив на все заготовленные вопросы, Владимир Владимирович предложил задать вопросы присутствующим. Девушки с микрофонами подходили ко всем желающим. Участников встречи интересовались журналистикой, политикой, юмором, русским языком, работой на ютубе и многим другим.
Один из молодых людей обратился к Познеру по имени. На что он интеллигентно его одернул: «Владимир Владимирович, если Вы позволите. Вы знаете, я вообще очень люблю отчества. Это ведь существует только в России. И это дает колоссальные возможности. Ведь можно сказать: Владимир Владимирович Вы, Владимир Владимирович ты, Владимирыч. Масса вещей…», — и поинтересовался, сколько же молодому человеку лет? Оказалось 16. Публика смеется и аплодирует. А Владимир Владимирович рекомендует молодому человеку не заниматься пока всерьез журналистикой, а набраться жизненного опыта, ведь нужно иметь жизненный опыт, чтобы о чем-то писать, говорить, рассуждать, так или иначе чему-то учить более взрослых, имеющих за плечами жизненный опыт людей.
Встреча затянулась на 2 часа, но желающих разойтись не было, многие все еще хотели задать вопросы, но, к сожалению, времени не хватило. Уже через пару часов в Новосибирске стартует всероссийский проект «Тотальный диктант», на котором Познер предстанет в роли «диктатора», как он сам выражается. Пришло время расходиться. Журналист прощается с публикой, которая стоя и нескончаемыми овациями благодарит легендарного человека за приятную, интересную творческую встречу. После объявления об окончании мероприятия никто не бежит в гардероб, чтобы поскорее забрать свои вещи. Все находятся в окрыленном состоянии и продолжают стоя аплодировать, пока Познер уходит со сцены. Пройдет еще около минуты, прежде чем люди опомнятся и начнут выходить из зала.
Для всех присутствующих эта встреча была важной. Помимо общения с мудрым человеком и опытным журналистом, каждый получил ответ на вопрос и повод для размышлений о многих очень важных вещах.